LifeDirection.ru

8 (800) 100-33-57

вернуться к списку статей

оглавление

В погоне за призраком счастья (отношения социального заказа)

%d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b0%206

Книга, по сути, о женщине, которая в некотором смысле ведет себя подло и низко, и играть ее роль, не пытаясь ничего приукрасить или упростить, нелегкая задача.
(Кира Найтли, актриса)

Кто же она, Анна Каренина? Глубокая цельная чистая натура, восставшая против лицемерия и ханжества? Преступная мать, бросившая ребенка ради любовника? Жертва роковой страсти и человеческой жестокости? 

Скорее всего, ни то, ни другое, ни третье. Просто — Наполеон, оказавшийся в отношениях социального заказа и не справившийся с собственными страстями, бивший своей сильной функцией по слабым сторонам окружающих и не получивший поддержки по своей болевой. Яркий пример того, как человек, не получивший психологической помощи, гибнет, разрушая все, к чему прикасается.

Бомба замедленного действия

Браки на основе отношений социального заказа нередки и в наши дни, а в XIX веке носили очень распространенный характер. Однако не всегда роли «ведущего» и «ведомого» в супружеской паре соответствовали позициям их социотипов в заказной диаде. Именно такая ситуация сложилась у Алексеея Каренина c Анной Облонской. Внешние признаки «заказчика» и «приемника» оказались обманчивы.

В отношениях заказа часто «преемник» находится на более высоком уровне социального развития, нежели «заказчик», хотя в диаде ему отводится второстепенная роль. Такое положение вещей — бомба замедленного действия. Она может взорваться в любую минуту, а может не взорваться никогда, если острота противоречия постепенно сгладится. Хотя Каренин занимает высокое положение и отдает всего себя государственной службе, он привык действовать по четким логическим схемам.

Анна гораздо лучше ориентируется в сложных светских отношениях, она быстро находит болевые точки любого человека и умеет изменить поведение людей в выгодную для себя сторону. Она может покорить и склонить на свою сторону кого угодно, от малых детей до суровых многоопытных государственных мужей.


Kinopoisk.Ru Anna Karenina 1828376

В первые годы замужества Карениной вполне хватает маленьких женских радостей: она успешно строит отношения со светскими львицами, искренне и увлеченно играет роль нежной матери, покоряет мужские сердца, умея при этом удерживать поклонников на расстоянии и сохраняя безупречную репутацию. Все это при ее социотипе, а также врожденной красоте и изяществе не составляет особого труда.

Но вот, проходит девять лет, Анне становится скучна роль праздной женщины. Любой Наполеон от избытка свободного времени начинает хандрить и искать себе приключений. Она могла бы сделать неплохую карьеру на политическом поприще, но в сложившихся обстоятельствах ей совершенно негде приложить свои дипломатические способности. Сама она, разумеется, и помыслить не может о какой-то карьере, женщинам ее склада, воспитания и положения это не может прийти в голову.

Однако она тяготится своей социальной ролью и чувствует потребность в чем-то большем, что и пугает и манит ее. Когда в отношениях социального заказа роли «заказчика» и «подзаказного» не совпадают с позициями в реальной жизни, бунт мнимого «подзаказного» неизбежен.

Следует заметить, что Анна лишь по ролевой функции стремится подать себя как нестандартную, исключительную личность. На самом деле она самая обычная женщина своего социального слоя и своего века. Как и большинство современниц, она способна реализоваться только в трех областях: замужестве, материнстве и любви. Она заключила блестящий брак и родила сына. Единственное, чего ей еще не приходилось испытать — роковая страсть. Вронский появляется в ее жизни именно в тот момент, когда в ее отношениях с Карениным назревает какой-то перелом. Условно говоря, не будь Вронского, был бы кто-то другой.

Anna Karenina08

Было бы ошибкой счесть ее увлечение Вронским какой-то сметающей все на своем пути африканской страстью. Она становится его любовницей спустя почти год с того момента, как он признается ей в любви. Трудно ожидать такой стойкости от женщины, охваченной любовным безумием. Скорее, все наоборот: Анна уступает ему только тогда, когда ее творческая функция — этика отношений, подсказывает ей, что, не сделав этого шага, она вскоре потеряет верного рыцаря и блестящего поклонника.

Битва за гармонию

Не случайно, почти сразу после первой физической измены Анну начинает преследовать один и тот же сон: «Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж. И она, удивляясь тому, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что это гораздо проще и что они оба теперь довольны и счастливы». В отношениях с Вронским Анна как бы получает ту остроту переживаний, которых нет в ее браке с Карениным.

Именно отсутствие бурных реакций с его стороны так бесит Анну. Именно это, она имеет в виду, когда говорит  о муже, что тот —машина, не умеющая любить, машина, для которой существуют только карьера и приличия. Его выдержку и искреннюю привязанность к ней жена принимает за равнодушие и эмоциональную тупость: «Разве он может любить? Если б он не слыхал, что бывает любовь, он никогда и не употреблял бы этого слова. Он и не знает, что такое любовь».

Каренина 4

Эти и другие слова, которыми она сама в себе вызывает отвращение к мужу — вовсе не правдивые характеристики его личности, а проявление ее бессилия. «Он все знает, все видит; что же он чувствует… Убей он меня, убей он Вронского, я бы уважала его. Но нет, ему нужны только ложь и приличие».

Анна явно подсознательно хочет каких-то проявлений насилия со стороны мужа. Но вот беда: «штирлицы» по сути своей не способны на жесткую агрессию по отношению к неверным женам. Они могут наносить удары и убивать, но для этого им нужны более серьезные побудительные мотивы, например, защита Отечества.

Казалось бы, что мешает героине оставить постылого мужа и добиться развода, как предлагает ей Вронский? Тем более, что Анна уже беременна от любовника, а разводы в позапрошлом веке хотя и не пользовались такой общественной лояльностью, как в наши дни, но все же имели место. Анну подводит ее болевая функция — структурная логика. Она не в состоянии просчитать, что будет дальше, как сложатся события, что она потеряет и что приобретет. Поэтому она не находит ничего лучшего, нежели фактически стравить мужа и любовника. 

Каренин 07


Сцена на скачках, когда, видя падение Вронского с лошади, Анна «стала биться как пойманная птица», а затем во всем призналась мужу, в каком-то смысле, ее триумф. Она наносит мужу крайне болезненный, почти смертельный удар и с замиранием сердца ждет, что будет дальше. Но триумфа опять не получается. Каренин ведет себя с ней, как с ребенком — жестоким, злым, испорченным — но все же ребенком, с которым нет смысла по-настоящему воевать.

Однако момент становится переломным: «подзаказный» отдаляется от «заказчика». Когда же Анна не принимает его предложений о примирении, Каренин наказывает ее, не давая развода, не позволяя видеться с сыном, и… снова прощает. Он не хочет ни умирать, ни убивать, он предпочитает молча мучиться, но не дает Анне взять над ним верх.

«… И я накажу его!»

Время показывает, что Анна не может быть счастлива и с Вронским. Она не знает иных моделей супружеских отношений, кроме отношений социального заказа и не умеет их строить. Ей хочется взять реванш и занять ту позицию, которая соответствует ее ТИМ, но не реализована в диаде с Карениным, то есть выступить «заказчицей» в полной мере.
Не тут-то было! Такой вариант был возможен у Наполена со Штирлицем, но Вронский — Гексли.

Каренина 10

Их отношения могут складываться как деловые, равноправные, и Вронского это устраивает, он не пытается доминировать. Он жертвует карьерой ради воссоединения с любимой и это для него нормально, ведь Анна ради него пожертвовала семьей и добрым именем. К сожалению, Анне этого мало. Она хочет контролировать его во всем и нежелание партнера «выполнять заказ» и быть «приемником» ее очень больно ранит.

Вронскому же совершенно непонятно, почему он должен подчиняться и далее: жертва за жертву, полное равноправие, и довольно, и хватит! К тому же, здесь не может быть выстроена схема социального заказа, что называется  «по определению». Их отношения — социальны.

Крах Анны Карениной – в ощущении полного фиаско. Она так и не смогла взять реванш, не получила того, к чему стремилась — армоничных отношений. Гоняясь за призраком, она не увидела реального, такого простого пути к счастью.

Разрушив одну семью, она так и не создала новую. Фактически, она потеряла и мужа  и любовника, потеряла уверенность в себе и обожаемую ею роль победительницы. Осознание поражения — фатально для Наполеона, именно оно и приводит героиню к гибели.

Каренина 7

Одна из последних мыслей Анны: «…я накажу его…». Трудно сказать, кому она хочет отомстить своей смертью: мужу, от которого так и не удалось добиться признания и подчинения, или же охладевшему к ней Вронскому. Однако само стремление к мести и самоуничтожению свидетельствует о степени личностного разрушения героини. История семьи Карениных — трагический пример того, как партнеры калечат психику друг друга. В результате один из них оказывается в тупике, из которого не находит выхода. 

опубликовано:
автор: Редакция LifeDirection
раздел: Соционика