LifeDirection.ru

8 (800) 100-33-57

вернуться к списку статей

оглавление

Глеб Жеглов и Володя Шарапов - суперэго изменить нельзя (отношения суперэго)

%d0%b6%d0%b8%d0%b3%d0%bb%d0%be%d0%b2%20%d0%b8%20%d1%88%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%bf%d0%be%d0%b2%20%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%b0%d1%8f

Запомни, Шарапов. Наказания без вины не бывает. Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало.
(Глеб Жеглов)

Если закон один раз подмять, потом другой, а потом им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.
(Владимир Шарапов)

«Место встречи изменить нельзя» — один из немногих фильмов прошлого века, который за тридцать пять лет своего существования не утратил популярности. Он любим и теми, кому сейчас за сорок, и теми, кому едва исполнилось двадцать.

Вряд ли причина успеха только в детективной составляющей фильма. Если в семидесятые было не так уж много остросюжетных детективов, то в наши дни этот жанр присутствует на экранах в избытке. Секрет, скорее всего, в интереснейших отношениях между главными героями, капитаном МУРа Глебом Жегловым и старшим лейтенантом Владимиром Шараповым — отношениях суперэго.

Немаловажную роль сыграл талант замечательных актеров, Владимира Высоцкого и Владимира Конкина, а так же тот факт, что ТИМ актеров полностью совпадает с ТИМ героев — Инспектора и Гуманиста, Максима и Достоевского.

Анатомия уважения

Отношения суперэго трудно назвать комфортными. Однако в них есть то, что помогает достойно пережить пиковые моменты и компенсирует возникающий негатив — чувство взаимного уважения. В дословном переводе «суперэго» означает «сверх-я». Это означает, что каждый из партнеров видит в другом недоступные ему качества и возможности, ценит, уважает их в нем. В отношениях присутствует ощутимая доля романтизма: человек, у которого легко получаются сложные для нас вещи, всегда кажется нам немного таинственным и очень интригует.

жиглов 5

Блок ЭГО одного из партнеров совпадает с блоком СУПЕРЭГО другого, то есть сильные функции первого совпадают со слабыми функциями второго, и наоборот. Та функция, которая у одного партнера ролевая, у другого оказывается базовой, а творческая попадает на болевую.

Реализуясь, каждый неминуемо «наступает на больной мозоль» другого.
При такой неприятной неизбежности отношения все же никогда не бывают окрашены исключительно негативно. Партнеры в диаде чаще испытывают друг к другу симпатию и сочувствие, нежели антипатию, хотя хватает и раздражения, непонимания, обид.

Если партнеров объединяют общие цели, то люди сближаются и привязываются друг другу, могут очень продуктивно работать и по-настоящему дружить. Тем не менее, длительные отношения временами оказываются очень трудными и даже мучительными. Таким сложным путем идут главные герои сериала «Место встречи изменить нельзя».

Единство целей и искренняя симпатия

Сразу условимся: мы анализируем отношения героев фильма Станислава Говорухина, а не романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Хотя сюжет книги лежит в основе фильма, по большому счету, это совершенно разные произведения.

Для возникновения симпатии между Жегловым и Шараповым создается самая благоприятная атмосфера. Перед ними стоит общая очень важная задача – борьба с бандитами, защита мирных граждан в послевоенной Москве. Дело, которым им предстоит заниматься вместе — крайне сложное и опасное. Шарапов убеждается в этом уже в свой первый рабочий день, став свидетелем гибели оперативника Василия Векшина.

жиглов 4

Сначала все подозрительно напоминает встречу Холмса и Ватсона, особенно с того момента, как Шарапов предлагает Жеглову переночевать у него, а затем и поселиться вместе. Бывший фронтовик и опытный сыщик знакомятся, становятся компаньонами, образуют сплоченный дуэт, вступая в единоборство с криминальным миром.

Как Ватсон восхищается Холмсом, так и Шарапов поначалу восхищается начальником и товарищем. Он очень быстро осознает, что его военного опыта в новых условиях маловато.
Безоговорочно признав в Жеглове профессионала, Шарапов вскоре почти полностью подпадает под обаяние его личности. Не восхищаться Жегловым в исполнении Высоцкого, действительно, невозможно.

 Аналитический ум, опыт, знание преступного мира, убийственная ирония, великолепная память, отличная физическая подготовка, выносливость, железная самодисциплина — все эти качества Жеглова вызывают уважение не только у соратников, но и у противников.

жиглов 7

Глеб и отлично стреляет, и картошку молниеносно почистить умеет. Он может с чарующей музыкальностью исполнить куплет из Вертинского, аккомпанируя сам себе на рояле, и обыграть в бильярд профессионального игрока Копченого. И все это у него выходит как-то ловко, легко, блестяще, с огоньком. А когда капитан по случаю праздника надевает форменный китель с орденом, то перед его великолепием меркнет даже безупречная военная выправка Шарапова.

Жеглов, хотя и проявляет меньше восторга в отношении Шарапова, радуется пополнению в лице обстрелянного боевого офицера-разведчика. Глебу импонирует дисциплинированность, ответственность и скромность Шарапова, его беззаветная преданность делу и готовность учиться. Болевая функция Жеглова — интуиция возможностей, поэтому он ценит людей, которых не нужно постоянно контролировать. Кроме того, ему чисто по-человечески нужен «слушатель», зритель, ученик, единомышленник.

Хотя Глеб постоянно учит Шарапова уму-разуму, он не может не признать, что тот отлично проявляет себя в экстремальных ситуациях. Мягкий и деликатный, но настойчивый и последовательный Достоевский-Шарапов на отдельных участках работы добивается большего, чем Жеглов-Максим, привыкший пускать в ход исключительно силовую сенсорику.

шарапов 2

Наконец, наступает момент, когда Шарапов становится для Жеглова единственным и незаменимым. Благодаря своей интуиции, помноженной на белую сенсорику, Шарапов внедряется в банду. Он с победой возвращается со смертельно опасного задания, чем вызывает искренний восторг и уважение Жеглова. Однако уже в следующую минуту непримиримость противоречий между героями достигает кульминационной точки.

Две стороны одной морали

Отправная точка разногласий между Жегловым и Шараповым — отношение каждого из них к морали. ТИМ Шарапова не случайно называется «Гуманист». Это социальный тип, в высшей степени «моральный и нравственный». Для Жеглова (Инспектора) мораль — это четкая система, в которой каждый человек, явление или вещь должны находиться на своих, раз и навсегда определенных местах. По сути, законы этой системы — общепринятые этико-моральные требования. Но для того чтобы привести реальную жизнь в соответствие с ними, Жеглов готов пренебречь некоторыми, с его точки зрения, условностями.

Механизм конфликта между героями очень наглядно проявляется в первой серьезной размолвке — ситуации с карманником Кирпичом. Чтобы получить от него информацию, необходимую для расследования убийства Ларисы Груздевой, Жеглов в трамвае подбрасывает Кирпичу чужой кошелек.

Ситуация — классический конфликт Максима и Достоевского. Для Жеглова бесспорна истина: «Вор должен сидеть в тюрьме!» Для Шарапова это тоже аксиома. Однако когда дело доходит до реализации принципа на практике, Максим, реализуясь по творческой функции, попадает на болевую Достоевского. Цель у героев одна, но метод, которым Глеб водворяет «славного парня Костю Сапрыкина» на его законное место, вызывает у Владимира активный протест. Жеглов логик и сенсорик, работающий на результат, поэтому все доводы Шарапова для него не более чем либеральные благоглупости.

шарапов 3

В дальнейшем ситуация повторяется в различных вариациях с Груздевым, а в финале — с бывшим боевым товарищем Шарапова, бандитом Левченко. Для Жеглова человек, который при определенных обстоятельствах выглядит, как преступник и ведет себя, как преступник — уже преступник и есть. И пока не появится неопровержимых доказательств его невиновности, он останется таковым. «Будет сидеть! Я сказал». Преступник для него — враг, борьба с которым — главное дело его жизни.
Для Шарапова преступник — прежде всего человек. Оступившийся, совершивший ошибку, но все же человек, а не враг.

Ситуация осложняется тем, что структурная логика — единственный метод что-то доказать Жеглову, отнюдь не самое сильное место Шарапова. Пытаясь что-то доказать товарищу, он пользуется либо оценочными понятиями: «так не хорошо, надо по-другому», либо образными выражениями, сравнениями, метафорами: «не закон, а кистень». Этот метод ведения дискуссии как раз менее всего действует на Максима, который воспринимает только доводы, изложенные логично, непротиворечиво, простым доступным языком.
При всем при этом, оба чувствуют, что они «на одной стороне баррикад» и оба хотят «как лучше».

Удивительный мир: суперэго в семейных отношениях

Мы не знаем, смогут ли герои продолжать отношения, или же смерть Левченко, застреленного Жегловым при попытке к бегству, станет для них непреодолимым барьером. В то, что где-то «за кадром» Глеб Жеглов и Володя Шарапов снова найдут общий язык, хочется верить не только потому, что оба героя нам глубоко симпатичны. Дело в том, что отношения суперэго могут быть очень продуктивными как в работе, так и в личном плане.

жиглов 6

Многие статьи, посвященные соционике, категорически не рекомендуют создавать семьи на основе отношений суперэго. Существует мнение, что эти отношения для брака крайне нежелательны. Так ли это?

Чем глубже изучаешь вопрос, тем больше возникает оснований предполагать, что это всего лишь очередной соционический миф. Такой же миф, как и вера в априорную безоблачность отношений дуальной пары. Нет типа отношений, который не требовал бы от партнеров душевной работы.
Для отношений суперэго универсальных рекомендаций по укреплению пары не существует. Во-первых, вернемся к важному тезису: ТИМ — это еще не далеко не весь человек. Во-вторых, в разных диадах отношения складываются по-разному. Безусловно, отношения не будут легкими, но это отношения для людей, стремящихся к совершенству, активных, ярких, творческих. Суперэго — диады взаимного духовного обогащения.

Важно обратить внимание на три момента:

• нет пар, в которых супруги относятся друг другу с большим уважением, чем пары суперэго;
• в этих отношениях партнеры никогда не задевают друг друга намеренно;
• даже причиняя друг другу боль, партнеры в диадах суперэго стремятся к конструктиву, а не к разрыву, «хотят, как лучше».

Партнерам по суперэго необходимы общие цели и интересы. Если они найдены, то следует запастись терпением и учиться: во-первых, слушать друг друга, во-вторых, самим объясняться в форме наиболее близкой и понятной партнеру.

Это не будет просто и не будет быстро. Но результат стоит усилий! Все супруги суперэго, сумевшие сделать свой брак счастливым, признают: «это похоже на открытие параллельного мира, иной реальности, удивительной и по-своему прекрасной».

опубликовано:
автор: Редакция LifeDirection
раздел: Соционика