LifeDirection.ru

8 (800) 100-33-57

вернуться к списку статей

оглавление

Дороги, которые мы выбираем

Depositphotos_7740985_s

Дело не в дороге, которую мы выбираем;
то, что внутри нас, заставляет  нас выбирать дорогу.
О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

Со стороны может показаться, что реализация в социуме подобна лотерее: угадал свое призвание – молодец, жизнь удалась. Не угадал – ты аутсайдер, проигравший, неудачник. Создается впечатление, что перед одними людьми жизнь раскатывает красную ковровую дорожку триумфаторов, а перед другими висит табличка: «выхода нет». Реально ли изменить ситуацию?

Как мы выбираем профессию

Выбирая профессию, мы не только определяем способ заработка на хлеб насущный. Мы автоматически выбираем еще и социальную группу, которая на долгие годы станет нашей средой, выбираем коллег, собеседников, оппонентов и единомышленников. Именно в этой среде мы будем проводить 90% своего времени и очень часто именно из нее выбираем спутников жизни.
В старину главную роль в этом выборе играл династический фактор: сын плотника становился плотником, а сын пекаря – хлебопеком. Со временем все большее значение стали играть пристрастия самого человека, его предпочтения и склонности. Способности человека к той или иной деятельности неразрывно связаны с типом его информационного метаболизма (ТИМ), с работой психических функций. Однако психотип определяет не столько сферу деятельности, сколько способ реализации человека в этой сфере. В каждой области можно быть практиком и теоретиком, педагогом и исследователем, администратором и аналитиком. Самое важное – найти наилучший способ приложения своих сил и возможностей.
Довольно часто психологам приходится сталкиваться с такой проблемой: человек выбрал профессию по собственной воле, вроде бы «по зову сердца», но, тем не менее, чувствует себя не на своем месте. В чем же дело?

История группы с мехмата

Мы обратились к преподавателю механико-математического факультета и, выбрав наугад выпускную фотографию одной из его групп, попросили рассказать, как сложилась дальнейшая жизнь этих юношей и девушек. Желая пронаблюдать, сколько из 16 существующих ТИМ могут успешно реализоваться в социуме, имея диплом математика, мы услышали следующую историю: «Вот это – Алексей, он у нас всегда был одним из лучших, сейчас в США, «двигает науку». Сначала работал при кафедре вместе с Юрой и Мишей. Но у Алексея, действительно, были и талант, и характер, он своего добился. Еще за рубежом работают Эдик, Антон, Глеб, Игорь, но они специализируются как программисты. Человек 5-6 ребят стали программистами здесь, в России.
Юра вовремя понял, что «чистая наука» не для него. Отправился парень учителем в среднюю школу. Поначалу, как декабрист – в ссылку. Но именно там раскрылись его незаурядные организаторские способности и талант функционера. Теперь он – большая «шишка» в министерстве образования. А вот у Миши с наукой как-то не сложилось, он опустил руки, и, говорят, спился…
Андрей всегда хотел учить детей математике. Так учить, чтобы у них глаза загорались, чтобы каждый урок для них был, будто захватывающий фильм, как увлекательная компьютерная игра, как приключение. Сейчас новый учебник пишет. Глядишь, и воспитает нового Лобачевского. Алена работает в каком-то образовательном фонде, занимается организацией олимпиад для школьников и обучения за рубежом для талантливых детей. Витя ушел в бизнес, у него два магазина спорттоваров. Кроме него в бизнесе Сергей, он организовал фирму по созданию и продвижению сайтов. Инна, Яна и Юля трудятся у него менеджерами по работе с клиентами.
А это – Машенька, бывшая староста, светлая голова, умница. Но с профессией у нее не сложилось, сразу после диплома родила, сидит дома, двое детей, и, знаете, говорят, рисует пейзажи, пробует себя в живописи. Вообще-то, на мехмат ее родители уговорили поступать. Бедная девочка «тянула» нелюбимую учебу из последних сил, до слез, до скрежета зубовного...»
Рассмотрим эти житейские истории с точки зрения соционики.

Кто есть кто?

В научно-исследовательской работе, будь то область точных наук, медицина, структурная лингвистика или другие области знания, лучше всего реализуются представители следующих ТИМ:
• Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер). Такие люди быстро определяют общие закономерности каких-либо явлений, умеют разобраться в сложных вопросах и четко формулируют свои выводы.
• Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот). Представители этого ТИМ часто становятся зачинателями новых научных направлений, соединяющих в себе достижения и постулаты различных областей знаний. ИЛЭ способны на серьезные, фундаментальные исследования.
Очевидно, одним из этих ТИМ и обладает Алексей.

Depositphotos 5827221 S

Успешно реализовать себя в научной работе могут еще два психотипа:
• Интуитивно-логический интроверт (Бальзак). Люди этого типа имеют все необходимые способности, но гораздо эффективнее там, где необходима склонность к стратегическому прогнозированию. Они отличные руководители. Из тех, кого мы «увидели в выпускном альбоме», это, вероятно, Юрий.
• Интуитивно-этический экстраверт. (Гексли). Этот ТИМ отличается изобретательностью и нетривиальностью мышления. В науке такой человек может предложить новый, неожиданный ракурс или свежее решение, но он не создан для кропотливого и систематического труда, наблюдений, анализа. На первом месте у ИЭЭ стремление к новому, любопытство, азарт, поэтому они могут стать успешными бизнесменами.
Прекрасно реализуют себя в бизнесе люди еще одного ТИМ:
• Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон). Эти люди становятся отличными предпринимателями и менеджерами благодаря быстроте реакции и умению чувствовать малейшие изменения обстановки. Им тоже не чужда исследовательская деятельность, но не камеральная работа в лаборатории, а странствия геолога, археолога, исследователя подводного мира.
Видимо, бизнесмены Виктор и Сергей обладают каким-то одним из этих ТИМ.

Depositphotos 11883764 S

Любая наука или вид искусства – это не только новые открытия. Это еще и систематизация, передача знаний, разработка методик и новых способов обучения. Отличные педагоги выходят из:
• Сенсорно-логических интровертов (Габен). Это гении любой практической индивидуальной деятельности. Они умеют вызвать интерес у учеников, действуют без нажима, а поскольку великолепно знают свой предмет, то пользуются уважением и любовью. Очевидно, что именно к этому типу принадлежит Андрей и еще несколько названных профессором нынешних учителей.
Среди тех, кто не нашел себя ни в науке, ни в преподавательской деятельности, но, тем не менее, стал успешным администратором и руководителем, наверняка много:
• Сенсорно-логических экстравертов (Жуков). Это прекрасные организаторы в любом деле. Они обладают упорством, бойцовскими качествами и успешно увлекают за собой других.
• Логико-сенсорных экстравертов (Штирлиц). Там, где профессия применяется в практической деятельности, они способны прекрасно наладить производство, распределить полномочия между подчиненными. Однако для них важна четкая постановка задачи и желательно наличие вышестоящего руководства, с которым можно координировать свои действия. Лучше всего ЛСЭ реализуются в вооруженных силах, юриспруденции и спорте.
Алена, работающая в международном детском фонде и помогающая «пробиться» талантливым детям из малообеспеченных семей, ближе всего к типу:
• Этико-сенсорный интроверт (Драйзер). Люди с этим ТИМ как будто созданы для работы в социальной сфере. Изначально выбрав образование в области точных наук, Алена сумела объединить свою склонность к общественной, просветительской деятельности с полученной профессией математика.

Depositphotos 21002535 S

В группе много людей, выбравших программирование и вполне довольных сделанным выбором. Наверняка, большинство из них имеют ТИМ:
• Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький). Среди представителей этого психотипа много математиков, вообще, и математиков, специализирующихся на программировании. Они просто незаменимы везде, где необходима четкость, точный расчет, структурирование. ЛСИ всегда стремятся к систематизации данных, как в работе, так и в жизни.
Еще один тип, на первый взгляд, имеет мало общего с мехматом, научной, педагогической и административной деятельностью. Это:
• Этико-сенсорный экстраверт (Гюго). Его сильные стороны лучше всего реализуются в работе с людьми. Он, как никто, умеет работать с клиентами: советовать, помогать с выбором, давать консультации, гасить конфликты. Казалось бы, что здесь общего с математикой? Но кто лучше математика сумеет объяснить преимущества программного продукта или, допустим, учебника по математике? Вероятно, сильными функциями Гюго обладают Инна, Яна и Юля, успешные менеджеры по работе с клиентами.
Как видите, из 16 психотипов 11 могут успешно реализоваться с дипломом мехмата, практически не меняя профиля и не испытывая острой необходимости в получении второго образования. Трагедия Михаила вовсе не в том, что он оказался несовместим с математикой, а в том, что потерпев неудачу в научной работе, не захотел искать иных возможностей реализации в профессии. Топя свои честолюбивые мечты в алкоголе, он пошел по пути интеллектуальной и нравственной деградации.
Остается 5 типов, которым мехмат, в принципе, не подходит. Это:
• Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон). Людям такого типа противопоказана научная деятельность. Для успеха СЭЭ требуется максимум общения с людьми. Люди этого ТИМ созданы для политики, юриспруденции. Из них получаются великолепные военачальники и артисты. Наполеон может быть отличным преподавателем, но, вряд ли, в области точных наук.
• Сенсорно-этический интроверт (Дюма). СЭИ прекрасно реализуются в медицине, искусстве. Среди них много художников, дизайнеров, кулинаров, модельеров. Это творческие личности, для которых выбор профессии математика – ошибка.

Depositphotos 4118722 S

Остальные три типа: этико-интуитивный экстраверт (Гамлет), этико-интуитивный интроверт (Достоевский) и интуитивно-этический интроверт (Есенин) имеют ярко выраженные склонности к гуманитарным и общественным наукам. Выбирать профессию им нужно в одной из этих областей. Видимо, одним из этих 5 ТИМ обладает Мария, которая ушла из профессии и нашла себя в творчестве.

Простой путь к истине

Выбирать профессию необходимо по сильным функциям. Это гарантирует личный комфорт и эффективность деятельности, а значит, будет приносить как моральное удовлетворение, так и материальные результаты: карьерный рост, достойный доход, признание и авторитет в профессиональной среде. В каждой области могут в различных качествах успешно реализоваться не менее 2/3 существующих психотипов. Остальным, как это ни печально, рекомендуется поменять профессию. Чтобы избежать ошибок в выборе дела своей жизни или найти свою точку приложения сил в избранной сфере, лучше всего, как можно раньше посоветоваться с социальным психологом. Таким образом, вы сможете не только выбрать верную дорогу, поступая учиться, но и сразу начать готовиться к наиболее подходящей деятельности: исследовательской, преподавательской или администрированию.
Определить ваш ТИМ и дать консультации по реализации в социуме может только опытный специалист. Этой теме на нашем сайте посвящен специальный раздел.

Depositphotos 4804965 S

опубликовано:
автор: Редакция LifeDirection
раздел: Соционика