LifeDirection.ru

8 (800) 100-33-57

вернуться к списку статей

оглавление

Гамлет: гибельность страхов

Depositphotos_6295050_s

Изучать природу личностных и межличностных конфликтов можно на примерах героев классической драматургии. Мы видим развитие их характеров, жизненные позиции и приоритеты. Как такие конфликты сказываются на личности человека, закаляют и совершенствуют ее или ломают и опустошают, рассмотрим на примере знаменитой шекспировской трагедии.

Вопросы и страхи Гамлета

Действие трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» происходит в средневековом Эльсиноре, резиденции датских королей. Читатель знакомится с Гамлетом в момент острейшего внутриличностного конфликта, переоценки ценностей, познания мирского зла. Наследник престола, он писал стихи, интересовался наукой, любил и был любим. При загадочных обстоятельствах погибает король-отец, мать «не износив и пары башмаков» выходит замуж за дядю Гамлета, узурпировавшего престол. 

Depositphotos 7506655 S

В начале пьесы герой предстает перед нами не как человек действия, а как философ, предающийся размышлениям о смысле жизни, ее скоротечности, добре и зле, справедливости и несправедливости. Гибель отца и скоропалительный брак матери порождают в его душе страх перед неопределенностью бытия, разъедающий ее изнутри. Гамлет чувствует себя чужим и лишним в собственной семье, родовом замке и даже стране. Он пытается ответить на один из важнейших вопросов, однозначного ответа на который человечество не получило до наших дней: «может ли отдельная личность существенно повлиять на ход событий, изменить свой удел и судьбу государства»? 

Вполне в духе средневековой мистики, принц датский получает известие с того света. Призрак отца сообщает ему имя своего убийцы. Это - нынешний король Клавдий. Внутренние терзания Гамлета перерастают в конфликт с окружающими. Формируется его миссия: любой ценой отомстить за убийство отца. Второй страх Гамлета проявляется в его отношениях с возлюбленной – Офелией. Этот страх имеет двойственную природу. С одной стороны, он не чувствует себя способным защитить любимую женщину от мирового зла. С другой, проецируя на себя ситуацию отца, боится пережить предательство с ее стороны («О, женщины, вам имя – вероломство!») Отсюда его пассивность и созерцательность в любовных отношениях. 

Довольно логично предположить, что рассуждения Гамлета о жизни и смерти свидетельствуют еще об одном вполне естественном человеческом страхе – страхе за собственную жизнь. Ему не может не приходить на ум, что он – помеха для короля-узурпатора, что рано или поздно на него может быть совершено покушение. На иррациональный страх перед неумолимостью судьбы накладывается конкретный страх перед внезапной насильственной смертью. Что заставляет даже кровных родственников убивать друг друга? Что такое верность и преданность? Стоит ли жить в мире, где ни одна из линий поведения не дает гарантий стабильных отношений, в котором никому нельзя доверять? Ответов нет, а тем временем в конфликт включается противоборствующая сторона. Мрачная атмосфера сгущается.

Развитие сюжета и попытка управления конфликтом

Клавдий, почуявший опасность, подсылает к Гамлету Розенкранца и Гильденстерна. Притворяясь друзьями и соратниками, вельможи пытаются выведать планы и намерения принца. Королем владеют еще большие страхи, чем самим Гамлетом. Идя на убийство и интригу по захвату престола, Клавдий не принял в расчет мальчишку-наследника, поэта и мечтателя. Привыкший действовать исключительно силовыми методами: ядом, шпагой и кинжалом, он и здесь остается верен себе, отправляя Гамлета с поручением и подстроив все таким образом, чтобы принц не вернулся живым. Тем не менее, Гамлет демонстрирует недюжинный ум и ловкость, избегая расставленных ловушек.
Теперь под королем шатается трон. Страх разоблачения, утраты короны и власти, возмездия – все это заставляет его все больше и больше выдавать себя.
Интересно, что личность Гамлета не настолько изначально трагична и противоречива, как может показаться на первый взгляд. В его действиях наблюдается здравая логика, а за пафосом речей прослеживается вдумчивый анализ ситуации в целом и мотивов поступков других действующих лиц. Именно Гамлет пытается управлять конфликтом и направить его в рациональное русло!
Казалось бы, для человека той эпохи откровения призрака или иного мистического существа – вполне достаточные основания для обвинения. Но не для Гамлета! Он хочет заставить Клавдия публично выдать себя, признаться в убийстве брата. Идея состоит в том, чтобы поставить спектакль, где будет в точности воспроизведена сцена убийства отца Гамлета. По замыслу принца при этой сцене Клавдий будет разоблачен и судим. Ни смерть королевы, ни прочие жертвы, ни, уж тем более, собственная смерть, им не планируются. Чтобы успешно смоделировать ситуацию, принц притворяется сумасшедшим.

Hamlet Avil Bednyj Jorik 04

Варианты финала и значение драматургии

Почему же Гамлету не удается воплотить свой план в жизнь? Вероятнее всего, причиной являются долго загоняемые внутрь страхи, которых его психика просто не выдерживает. Постоянный стресс настолько изматывает его, что он срывается. Происходит трагическая случайность, которая влечет за собой целую череду кровавых событий. Отец Офелии, возлюбленной героя, в одной из сцен пьесы прячется за портьерой. Гамлет по ошибке убивает его, приняв за ненавистного Клавдия, решившего подслушать разговор принца с матерью. Рассудок Офелии не выдерживает известия о том, что ее отец погиб от руки любимого. Она сходит с ума и погибает, то ли по трагической случайности, то ли, наложив на себя руки. Брат Офелии, Лаэрт вызывает Гамлета на поединок.
Наличие момента, в который герой совершает нечто непоправимое в пароксизме нервного срыва – характерная черта шекспировских трагедий. Вспомним «Ромео и Джульетту», где прояви Ромео хоть немного выдержки, не поспеши он с самоубийством, влюбленные остались бы в живых и могли быть счастливы.

Литературоведы до сих пор спорят о том, является ли Тень отца Гамлета равноправным героем трагедии или же это не более, чем аллегория. Хотя другие герои говорят о призраке, общаться с которым никому, кроме Гамлета, не удается. Если Горацио хотя бы видит Тень, то Гертруда, присутствуя при втором разговоре Гамлета с отцом, покойного мужа не видит и не слышит. Монологи Гамлета, включая макабрическую сцену на кладбище с черепом шута Йорика, вполне позволяют допустить, что принц находился в состоянии психосоматического расстройства уже к моменту явления призрака. Возможно, что и его притворное сумасшествие недалеко от истинного. Конечно, назвать Гамлета безумным в полной мере нельзя. Но на его примере мы видим, как внутренние, подавляемые страхи лишают человека, даже такого неординарного, склонного к философии и аналитическому мышлению, возможности действовать сознательно и логично, заставляют совершать роковые поступки. Что было бы, если бы Полоний не оказался « в неподходящий момент в ненужном месте» или принц датский не сорвался и не бросился со шпагой на шевелящуюся портьеру? Вероятнее всего, Гамлету удалось бы изобличить узурпатора. При этом, не обязательно, что Клавдий был бы казнен (все-таки особа королевской крови). Возможно, он закончил бы свои дни в заключении или изгнании. Мать Гамлет, конечно же, простил бы и взошел на престол, женившись на Офелии. Такой «вегетарианский» конец, конечно невыигрышен для пьесы, зато является самым лучшим для реальной жизни. 

Вряд ли пьеса со счастливым финалом могла бы несколько столетий подряд волновать людские умы и сердца, даже будь в ней знаменитые монологи Гамлета – таковы законы драматургии. Доводя конфликт до трагического финала, драматурги дают нам возможность проецировать собственные жизненные ситуации на драматургические сюжеты. Позволяют увидеть, как глубинные страхи истощают психику, а длительные стрессы толкают на необдуманные поступки. Одновременно мы можем на примере пьесы проигрывать в воображении бесчисленное количество вариантов развития событий, находить наиболее подходящий для нас финал и моделировать собственное поведение.

опубликовано:
автор: Редакция LifeDirection
раздел: Драматургия в жизни