8 (800) 100-33-57
Величайшая дружба существует между крайними противоположностями... Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.
(Платон)
Мне захотелось противопоставить себя себе самому, меня, такого, каким я был — мне, тому, каким я должен был и хотел стать.
(Эрих Мария Ремарк «Скажи мне, что ты меня любишь…»)
Писателей и героев их произведений очень заманчиво и интересно типировать. Однако любой серьезный специалист согласится с тем, что максимально объективно это можно сделать только при личном контакте, глубоком тестировании, диалоге психолога и типируемого.
Тем не менее, многие вещи все же выглядят вполне очевидными. Когда мы говорим об отношении полных противоположностей, прежде всего, вспоминается классический пример Евгения Онегина и Владимира Ленского: волны и камня, стихов и прозы.
«Лед и пламень» — очень точная метафора, отражающая отношения полной противоположности. Это — один из самых интересных видов интертипных отношений. Они складываются между людьми с типами информационного метаболизма одинаковой психологической природы, но противоположными по вертности, например, у интуитивно-этического экстраверта и интуитивно-этического интроверта.
Рассмотрим сам механизм этих отношений. Базовая функция первого партнера соответствует ограничительной функции другого, поэтому этот тип называют еще отношениями погашения.
Если Онегина типируют по-разному: и как Гексли (Советчика), и как Бальзака (Критика), и как Дон Кихота (Искателя), то в отношении Ленского споров, практически, не возникает. Это стопроцентный Есенин (Лирик). Онегин скорее экстраверт, нежели интроверт, поэтому версию Критика нам придется исключить. Из трех предложенных остаются два варианта: Искатель и Советчик. Приняв за основу гипотезу о том, что между героями существуют отношения полной противоположности и, памятуя, что Ленский — ИЭИ, то есть Лирик, мы легко сложим паззл: Онегин, не кто иной, как Советчик, ИЭЭ. Основные ценности партнеров находятся в одной и той же плоскости — бласти интуиции и этики, но эти функции как бы противоположно заряжены.
Это проявляется, практически, во всех фактах биографии, поступках и реакциях героев. Оба довольно образованные для своего времени люди передовых взглядов. Оба принадлежат к одному и тому же «клубу»: клубу гуманитариев.
Но если Ленский обладает «душой широкой, геттингенской», то есть имеет за плечами романтическую студенческую юность, полную вдохновенных мечтаний, отношений с такими же идеалистами и поэтами, то Онегин, по большей части, получал «индивидуальное образование». И хотя, по сути своей, он не логик, все же предпочитает читать Адама Смита, а не античные трагедии.
И Ленский, и Онегин оказываются в провинции и «живут анахоретами», в той или иной степени подражая байроновским одиноким скитальцам и рассуждая о тщете суетного света. И тот, и другой, тем не менее, становятся гостями патриархальной усадьбы Лариных. Так возникают эти отношения, ставшие для Ленского восторженной дружбой, первым опытом соперничества, ревности, и, в конечном итоге, причиной безвременной гибели. Чем были они для Онегина? Внешне выглядевшая ленивым интересом и приятельской болтовней, эта дружба старшего с младшим, вероятно, тоже имела большое значение для героя. А ее финал стал печальным жизненным уроком.
Одна из основных ценностей погашения — полезный и содержательный обмен информацией, сентенциями, мнениями. Повеса Онегин кажется Ленскому умудренным опытом знатоком жизни и становится для него авторитетом. Именно это и необходимо Советчику (Гексли)! В поведении Онегина проявляется свойственное этому типу стремление создавать свою картину мира и миф о самом себе.
При этом Гексли сам же искренне верит и в достоверность картины, и в самого себя, придуманного, желаемого. Советчику необходимо корректировать отношения между окружающими его людьми, чем и занимается Онегин, нарушая романтическую гармонию Ленского.
Отношения симметричны: оба партнера нуждаются друг в друге, для обоих новы и интересны получаемые в диаде новые сведения и эмоции. Оба довольно убедительны друг для друга там, где работают сильные функции. Все отлично, пока дело не доходит до слабых областей взаимодействия с миром.
Для отношений полной противоположности характерна неустойчивость дистанции. Пока Онегин и Ленский общаются вдвоем, им удается не нарушать психологическую территорию друг друга. Обоих вполне устраивают сложившиеся отношения, где Онегин «старший», а Ленский — «младший». Хотя с самого начала у Евгения проявляется некоторый энергетический вампиризм, часто приписываемый Гексли (он подпитывается от более свежего эмоционально Ленского) это пока что никому не мешает, хотя герои любят спорить обо всем на свете:
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду —
Все подвергалось их суду.
Ситуация с Ольгой кардинально меняет баланс отношений. Все начинается с «конкуренции рассуждений»: в ответ на восхищение Ленского, Онегин разражается резонерской тирадой: «В чертах у Ольги жизни нет…» и тому подобными критическими замечаниями. Речь идет о сильных функциях диады: понимании эмоций, качеств, возможностей и способностей третьих лиц, поэтому Ленского перестает устраивать позиция «младшего» и он готов вступить в горячий спор. Уже с этого момента между героями возникает готовность к соперничеству.
Поначалу Ленскому весьма импонирует манера старшего друга вести себя в обществе. Так продолжается до флирта Онегина с Ольгой на балу. У Владимира появляется отчужденность, сожаление о переходе к близким отношениям с Евгением, настороженность. У него возникает ощущение предательства со стороны невесты и друга. Все это — признаки ситуации, весьма распространенной в диаде погашения.
Онегин тоже реагирует четко по сценарию: экстраверту кажется, что он не сделал ничего предосудительного, к нему просто предвзято относятся. Интроверт стремится погасить активность экстраверта: Ленский обвиняет Онегина и Ольгу, критикует их. Следует вызов на дуэль.
Хотя еще в школе мы привыкли традиционно обвинять Онегина в смерти Ленского, давайте допустим крамольную с традиционной литературоведческой точки зрения мысль: экстраверт-Онегин находится в более уязвимой позиции.
Пушкин ярко описывает его ночные терзания перед дуэлью: Евгений понимает все слабые стороны Ленского, прекрасно видит, что это хороший и порядочный человек, винит себя в опрометчивости, но пути назад нет. Вмешательство бретера Зарецкого, нормы дуэльного кодекса, общественное мнение… Включаются социальные механизмы, которые Онегин со своим ТИМ уже не в состоянии повернуть вспять, хотя примирение и даже продолжение дружбы вполне возможно.
В наши дни такие конфликты можно и нужно разрешать с помощью компетентного психолога. Во времена действия романа помогло бы вмешательство третьего друга, опытного, доброжелательного, понимающего жизнь. Человека, который мог бы тонко и деликатно расстроить дуэль. К сожалению, по законам драматургии, такому герою не суждено было появиться на страницах романа «Евгений Онегин».
Перейдем от классики к современности и бытовым реалиям. По статистике в мире очень много супружеских пар, имеющих ТИМы полной противоположности. Это крайне сложные семейные отношения, одно из самых трудных интертипных взаимодействий.
Если «противоположные» партнеры могут «физически уйти» друг от друга, то через некоторое время они снова испытывают взаимное притяжение и могут, как ни в чем ни бывало, воссоединиться. Однако очевидно, что в семьях, где есть дети, такие «уходы и возвращения» крайне нежелательны.
Люди профессий, связанных с регулярными командировками, например, летчики, моряки, геологи отмечают, что некоторые семьи их коллег распадаются как раз не из-за длительных разлук, а тогда, когда нарушается этот ритм «встреч-расставаний». По любому поводу возникают споры, конкуренция, нарастают раздражение и недовольство. Начинает ярко проявляться отсутствие поддержки по слабым функциям, поскольку они одинаково слабы и у мужа, и у жены.
Дело не в том, что такие отношения свойственны именно парам, чья работа связана с командировками. Просто все конфликты и проблемы у «оседлых супругов» проявляются уже на начальном этапе и на этом же этапе семьи часто распадаются. В описанных же случаях, люди могут годами жить в браке, потому что постоянные разлуки не дают конфликтам дойти до «точки кипения».
В отношениях полной противоположности интроверты гасят активность экстравертов. Например, жена бывшего моряка, сменившего профессию, чувствует, что дискомфорт возник после того, как он был «списан на берег». Однако она, не понимая истинной причины трудностей, часто скептически отзывается о его планах и начинаниях. Слыша от жены: « У тебя ничего не выйдет в бизнесе, это не серьезно!», муж-экстраверт, в свою очередь, обижается и скандалит.
Аналогично противостояние «противоположных» супругов может обостряться, если они открывают совместный бизнес или просто начинают работать на одном предприятии.
Такие проблемы, общие для партнеров, могут довлеть над семьей годами, если не обсудить их с опытным психологом. Только специалист сможет снять чрезмерный накал эмоций, взаимные скепсис и критицизм, помочь партнерам найти новые решения и программы совместного выживания в социуме. Современные методики позволяют не только сохранить дружеские и профессиональные диады погашения, но и спасти семьи, стоящие на грани развода.
Самое главное здесь — объединять свои знания, опыт и творческие усилия не для выяснения мифической истины, а для реальной практической пользы!